Пенсионный вопрос

Дата публикации: 29.05.2014

По мере изменения социально-экономической обстановки традиционные схемы становятся все менее пригодными для удовлетворения потребностей стареющего населения. В настоящее время средний возраст населения шести главных мусульманских стран составляет 20-29 лет, но доля иждивенцев (отношение численности пенсионеров к численности трудоспособного населения) за последние несколько десятков лет резко снизилась с двузначных до однозначных показателей. «Исламик файненс Ньюс» задал несколько вопросов специалисту по исламскому пенсионному обеспечению, шейху Файзалу Манджу, исполнительному директору британской фирмы «Минара МалтиКонсалтинг», касательно предложенной им модели для формирования нового уровня пенсионного обеспечения.


В докладе по пенсионному такафул-страхованию от 2013 года, подготовленном компанией «Миллимен», говорится: «Мы движемся теперь в направлении не реальной экономики, а финансовой; это значит, что наше выживание больше зависит от финансовых инструментов. Если мусульманские страны не начнут принимать меры для решения связанных со старением населения проблем, с которыми сейчас сталкиваются страны ОЭСР, последствия могут быть катастрофическими». ООН и Женевская ассоциация выделили три главных источника доходов для поддержания стареющего населения: государственные, негосударственные (трудовые) и индивидуальные пенсии. В то время как негосударственные пенсии представляют собой самый обширный уровень, а выплата государственных пенсий практикуется почти повсеместно, использование личного дохода связано со значительными трудностями, особенно в мусульманских странах, где люди либо недостаточно информированы, либо не располагают чистым доходом, необходимым для финансирования третьего уровня.


В качестве возможного решения Файзал предложил новую модель, согласно которой исламское пенсионное обеспечение основывается на благотворительных и экономических началах. «В исламской экономике уже присутствует сложившийся благотворительный сектор (Инфак), который нужно снова активировать. У компаний по исламскому страхованию есть правильное понимание ситуации, которым необходимо воспользоваться».


Он предлагает с помощью концепции «вакфа» создать четвертый уровень, основанный на добровольных взносах, предоставляя мусульманским странам возможность содержать стареющее население на пожертвования. Подобная структура позволила бы из пожертвований в вакф создать пенсионный фонд, который позже предоставлял бы сертификаты вакфа нуждающимся, отвечающим определенным критериям: например, тем, у кого нет дохода для приобретения индивидуальной пенсии, или тем, кто не имеет права на получение трудовых пенсионных выплат. Эти пожертвования вкладываются в долгосрочные проекты, нацеленные на получение дохода. Файзал разъясняет: «В этом нет ничего нового для мусульманского мира. Я просто попытался переделать модель с учетом нужд финансовой экономики».


Однако индустрия исламского пенсионного обеспечения встречает на своем пути несколько проблем, препятствующих ее развитию. Одна из них – нехватка пенсионных продуктов: аннуитетные выплаты считаются недопустимыми по шариату, так как в них содержатся элементы «риба» и «гарар». Другая – отсутствие долгосрочных инвестиционных активов для поддержания пенсионных продуктов. Третья проблема – риск долгожительства, подразумевающий, что расчетная продолжительность выплаты пенсий меньше реальной продолжительности жизни пенсионеров. На национальном уровне этот риск очень высок, и только государство может его рассчитать».


Профессор Дэвид Блэйк, директор Пенсионного Института при бизнес-школе Касс предложил концепцию «облигаций долгожительства», чтобы помочь пенсионным схемам частного сектора и поставщикам аннуитетных услуг хеджировать этот риск. Файзал считает, что данная концепция может быть использована для разработки «исламских облигаций (сукук) долгожительства», с опорой на вложения в долгосрочные доходные проекты городской инфраструктуры, например, платные дороги или аэропорты.


В настоящее время рынок исламских облигаций недоступен для индивидуальных инвесторов. Тем не менее, Файзал сообщает о недавнем выпуске компанией «ДанаИнфра» исламских облигаций на сумму 1.5 миллиарда малайзийских ринггитов для спонсирования проекта метрополитена в Малайзии; из этой суммы 300 000 малайзийских ринггитов (91,974.6 долларов) было выделено для индивидуальных покупателей с целью расширения базы инвесторов. «С исламскими облигациями меньшей стоимости розничные инвесторы также могут войти на рынок исламского капитала, и это может поддержать «сукук долгожительства», - объяснил Файзал. Люди могут купить эти облигации и реализовать их, чтобы получить купонный доход в определенном возрасте».


Подобного рода изменения займут какое-то время. Исламскому страхованию понадобились годы, чтобы набрать обороты. То же самое будет с исламским пенсионным обеспечением, так как раньше спрос на него был невелик из-за финансовой поддержки многочисленных родственников, существования Байту’ль-Мал, меньшей продолжительности жизни и более низкого наличного дохода. По мере изменения ситуации растет спрос, и данное явление получает признание. Однако Файзал считает, что рост спроса на данные услуги среди мусульманского населения развитых стран, таких как Великобритания и Франция, будет выше, чем в странах Персидского залива и Азии, где люди менее осведомлены.


«В Европе население лучше разбирается в финансах, поэтому если им будет предложен хороший продукт, они быстро поддержат его. Но лично я считаю, что процесс будет медленным. Может понадобиться 20-30 лет, чтобы представить правильный финансовый продукт на рынке, проинформировать о нем население и разработать нормативно-правовую базу для защиты данных фондов».


Источник: Islamic Finance News, том 11, издание 13, стр. 26-27, 2 апреля 2014. Перевод: MuslimEco.ru

Все статьи