Исламский банкинг: pro et contra

Дата публикации: 04.05.2015

Исламский банкинг за и противВопросы интегрирования исламского банкинга в деловой оборот других стран, в том числе России, обсуждаются не только на крупных общественных мероприятиях, но и в блогосфере. Журнал "Банковское дело", ставший причиной дискуссии, приводит мнения участников откровенной и порой острой интернет-дискуссии по этому вопросу, поводом к которой стало обращение организаторов предстоящей Международной выставки «Moscow Halal Expo – 2015» к средствам массовой информации с предложением стать информационными спонсорами планируемого мероприятия.


В обсуждении приняли участие первый заместитель главного редактора журнала «Банковское дело» Марина Нестеренко, главный редактор информационного портала Bankir.ru Ян Арт, руководитель департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина, директор по консалтингу компании «EFIX GROUP» Джамшид Муслимов, другие участники.


Ян Арт: «Уважаемые коллеги! Мы воздержимся от информационной поддержки мероприятия, пропагандирующего исламские ценности в сфере финансов и организации бизнеса в Москве. Просим отнестись с пониманием».


Марина Нестеренко: «Уважаемый Ян! Очень жаль, что такого знакового электронного ресурса не будет в информационных спонсорах выставки. Не вижу ничего страшного в том, что исламский банкинг станет одним из направлений банковской деятельности».


Ян Арт: «Марина, а разве я осуждаю Ваш выбор? Написал же: мероприятие интересное и тема любопытная. Но лично я не готов быть в числе поддерживающих, поскольку все-таки "слишком ангажирован", являюсь приверженцем христианской модели. Кроме того, опыт применения исламской модели банкинга в Уфе показывает, на мой взгляд, что пока, к сожалению, это скорее профанация, чем реальность».


Михаил Ермаков: «В большинстве крупных банковских групп (да и в ЦБ) есть различного ранга советники, держащие руку на пульсе этой пока слабой в практическом смысле темы, но думаю, что на официальное мероприятие они вряд ли придут».


Марина Нестеренко: «Как раз наоборот. Замести­тель председателя Банка России А. Торшин на круглом столе в Госдуме, посвященном исламскому банкингу, четко обозначил позицию Центрального банка: процесс начался, планируется создание рабочей группы по внесению изменений в профильный закон, и даже сроки определены. В рамках этой дискуссии хочу заметить, что экономика всех стран Персидского залива опирается на использование исламского банкинга и процветает. Лондон и Гонконг, будучи мировыми финансовыми центрами (отнюдь не мусульманскими), тем не менее узаконили работу исламских банков.


И только выиграли. Пока многие инструменты исламского банкинга на территории России прекрасно работают, за исключением ссудного процента. Правда, в настоящее время услуги исламского банкинга стоят дороже обычных банковских. Поэтому стоит задача сделать их более доступными, а также легитимными с точки зрения банковского законодательства».


Михаил Ермаков: «Марина, как рассказывают некоторые эксперты по исламскому банкингу, финансовое благополучие стран Залива держится совсем не на исламском банкинге. Да и "исламские окна" в глобальных банках пока скорее дань моде, чем решающий тренд, если говорить о конкретных цифрах».


Марина Нестеренко: «В чем-то согласна. Вместе с тем в государствах Персидского залива исламский банкинг является главным финансовым инструментом, что не мешает им сотрудничать с мировой финансовой системой. Речь ведь идет в том числе о расширении продуктовой линейки банков, а не только об ином источнике финансирования их деятельности.


Могу привести пример из туристической отрасли.


Падение спроса на услуги московских отелей в декабре прошлого года достигло 40–60 процентов. Отлично чувствовали себя три отеля (в частности, "Аэростар"), в том числе по той причине, что они закрыли это падение дополнительным спросом со стороны туристов, которые предпочли услуги в стандарте "халяль". Эти отели прошли соответствующую сертификацию, и к ним поехали клиенты из Китая, Малайзии, Эмиратов, Турции, ближнего зарубежья, Турции. На выставке "МITT и Интурмаркет" на прошлой неделе 60 отелей подали заявку на сертификацию по этому стандарту.


Конечно, подводных камней и рисков в процессе интегрирования исламского банкинга много, но ведь для того и проводятся эти мероприятия, чтобы обсудить спорные моменты.


При этом важно отметить следующее. Исламские банки – финансовые институты, которые используют все банковские инструменты, за исключением некоторых ограничений, которые действительно установлены шариатом. Но никаких преимуществ мусульмане не имеют. Банк – не мечеть, а финансовый посредник. Отличия имеются в части норм, относящихся к ссудному проценту и некоторым другим».


Ян Арт: «Есть две мысли по этому вопросу. Первая: не станет ли логичным продолжением "халяльных" принципов в бизнесе желание их сторонников "блокировать" все "нехаляльные" мнения? Вторая: возможные споры и разногласия из-за исламского банкинга. За всю историю российского банкинга в полной мере по модели исламского банкинга работал банк "Бадр-Форте", у которого в 2006 году отозвана лицензия. Решение о применении крайней меры воздействия — отзыве лицензии на осуществление банковских операций – было принято Банком России в т. ч. в связи с неоднократными нарушениями в течение одного года Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"».


Джамшид Муслимов: «Но это не значит, что все исламское – террористическое».


Ян Арт: «Конечно не значит! Но, к сожалению, первый опыт заставляет "дуть на воду"».


Марина Нестеренко: «Кроме банка "Бадр-Форте" были отдельные операции по исламскому банкингу у "БИНБАНКа". Очень активно работает в этой области два года Международный Банк Азербайджана. Начинает работу с этими финансовыми инструментами "Азия-Банк". Пилотные проекты запускаются в Чечне и Татарстане. В общем, процесс пошел, хотя, конечно, и риски есть, и шишки будут. А как же иначе? Но рано или поздно, по крайней мере на территории ряда регионов России, этот механизм заработает».


Ян Арт: «Дело в том, что сейчас в России исламский банкинг – профанация. Российская система формирования резервов в банковском секторе не соответствует нормам исламского банкинга».


Марина Нестеренко: «Есть успешный опыт соседей, в том числе нормотворческий. Зачем сразу становиться на позицию полного отрицания? Когда-то и электронные платежи подвергались резкой критике. Но не прошло и 15 лет – и мы не понимаем, как обходились без них. В исламском банкинге есть свои особенности, но есть и много соответствий обычным нормам. Кроме того, в этом вопросе важно учитывать и аспект международного сотрудничества».


Ян Арт: «Дело в том, что "халяльные" деньги по канонам исламского банкинга не могут смешиваться в одном потоке с деньгами, задействованными в классических операциях с использованием ссудного процента. А полная автономизация "халяльного" денежного потока в российском банке невозможна. В связи с этим возникает вопрос: как осуществлять отчисления в фонд обязательных резервов в ЦБ? Следующий тонкий момент: сказав "а", придется говорить "б" и "в". В данном случае "б" – отказ банков от формирования отчетности по МСФО и существующих стандартов российской отчетности. А пункт "в" – еще круче: придется в перспективе создавать "халяльную" налоговую систему».


Продолжение дискуссии: http://www.muslimeco.ru/opubl/426/


Подробнее об участии в форуме: http://www.halalexpo.org/ru/doc/program/businessforum/

Опубликовано в журнале "Банковское дело", № 4 (256) 2015


Источник: MuslimEco.ru

Все статьи